Молитва Ефрема Сирина

Андрю Грант
Андрю Грант

исследователь

Содержание

Святой Ефрем Сирин известен в христианском мире как толкователь Священного Писания. Он сочинил множество молитв и гимнов, которые и сегодня пользуются большим спросом у Церкви. Но самая известная молитва Ефрема Сирийца — это знаменитая постная молитва покаяния. Считается основной молитвой в период Великого поста. Очень важно читать эту молитву с пониманием ее значения.

История жизни Ефрема Сирина

Преподобный Ефрем Сирин известен православным как исключительный подвижник и авторитетный толкователь Священного Писания. Современники называли сирийского пророка. Считается, что он родился в начале 4 века в северо-восточной части Месопотамии, в городе Нисибия или его окрестностях. Как сказал сам святитель, его предки были очень бедными людьми и жили только на подаяние. Но бабушки, дедушки и родители уже стали фермерами и перестали жить в бедности. Это была обычная семья, известная своими христианскими добродетелями. Дети в семье были воспитаны с полным уважением к вере и страхом Божьим за свои грехи.

Господь Бог еще в первые годы жизни ребенка в содержательном видении показал его родителям его великое будущее. Он объяснил, само имя Ефрем, что в переводе означает плодородный. Знак показал, что на языке мальчика выросло огромное виноградное дерево, покрывающее своими ветвями всю землю. Кроме того, чем больше птицы ели плод, тем больше их становилось.

Но, несмотря на это, юность Ефрема была довольно бурной и совсем не благочестивой, часто она была близка к греховному падению. Причиной тому было его неверие в доброе провидение Бога, которое правит всем в мире вокруг него. Все это привело к тому, что вера в случайность жизненных событий чуть не погубила будущего святого. Но Господь не оставил его и необычным образом показал ему, насколько велика сила Божьего провидения.

В какой-то момент своей жизни Ефрем решил пуститься в бесцельное путешествие, которое можно приравнять к странствиям. При этом ему пришлось переночевать в поле в гостях у гостеприимного пастыря, с которым они веселились, увлекаясь большим количеством алкоголя. Когда они спали, овец унесли волки. Утром хозяева обвинили странника-странника в краже и отвели его к судье, хотя Ефрем пытался объяснить ситуацию. Но за ним привели мужчину, уличенного в прелюбодеянии с женщиной. Поскольку у судьи не хватило времени, он перенес рассмотрение дела на другой день и отправил обвиняемых в тюрьму. В этот момент был еще один заключенный, подозреваемый в убийстве. Всех людей в темнице объединяло то, что все они были согласны и не совершали преступлений.



Арестованные долгое время оставались в тюрьме и не имели возможности оправдаться. На восьмой день Ефрему во сне было видение.

Кто-то появился и сказал ему следующее:

«Будь благочестивым, и ты сможешь понять Провидение. Подумайте обо всем этом и о том, как вы делали это всю свою жизнь. Вы поймете на своем собственном примере, что все те, кто заключен с вами в тюрьму, в настоящее время страдают не несправедливо, хотя они не виновны в тех преступлениях, которые им приписываются».

Проснувшись, Ефрем начал вспоминать свою прошлую жизнь и осознал, сколько неблаговидных поступков он совершил. Одним из его ярких воспоминаний было то, как он выгнал корову бедняги из загона, чтобы подшутить над ним. Но она несла теленка и очень быстро ослабела от ночного холода. И волки, воспользовавшись этим, разорвали ее на части.

Потрясенный своими мыслями, Ефрем поделился ими с другими заключенными. Это тоже произвело на них большое впечатление. Каждый из них вспомнил о своей жизненной проступке, которая была связана с текущими событиями. После того, как все арестованные раскаялись, случилось так, что настоящие виновники тех преступлений, которые в них обвинялись, предстали перед судом. После суда все они были оправданы и освобождены из тюрьмы, а настоящие виновные были наказаны. Именно после этого Ефрем поверил, что в жизни не бывает случайностей. Всю оставшуюся жизнь он понимал, что за каждый греховный поступок ему придется платить.

После этого Ефрем стал отшельником, поселившись в пустыне. Его духовным отцом, который помог ему понять Промысл Божий, а также обрести смирение и послушание, был знаменитый епископ Нисивии св. Иаков. Позже Ефрем поселился в монастыре близ города Эдесса. Со временем он стал проповедником и духовным наставником монахов. Все чаще к нему за советом обращались даже миряне, которым он никогда не отказывал. Ефрем Сирин прожил более ста лет.

Святой скончался в одиночестве, написав в своем завещании:

«У Ефрема никогда в жизни не было золота и серебра. Он жил исполнением воли Владыки Христа, который заповедал: ничего не покупайте на земле».

Письменное наследие Преподобного

Помимо подвижничества, преподобный Ефрем Сирин постоянно изучал Слово Божие, черпая из него духовную мудрость. Господь дал ему способность учить, поэтому со временем к нему стали приходить люди, которые хотели получить от него полезные наставления. Преподобный учил всех приходивших к нему покаянию, вере и благочестию. Многие язычники, слушая его проповеди, обратились в христианство.

Ефрем Сирин был очень образованным человеком, за свою жизнь написал более тысячи богословских сочинений, стихов и сделал огромное количество переводов Священного Писания. Многие работы монаха связаны с объяснением Пятикнижия Моисея. Святой Ефрем написал знаменитые молитвы Святой Троице, Сыну Божьему, Пресвятой Богородице. Он также написал гимны, которые используются на Рождество, Крещение Господне, Святое Воскресение. Широко известны его похоронные песни.

В многочисленных богословских сочинениях преподобного есть описание жизни сирийских подвижников. Они всегда подчеркивают, что главное место должно занимать молитва, а затем работать на общее благо и обязательное послушание. Все произведения Сирены Ефрема направлены на то, чтобы донести до человека мысль о необходимости покаяния.

Поэтическое наследие содержит множество спетых гимнов. На сегодняшний день сохранилось около 400 произведений, которые еще в V веке были объединены по тематике в различные коллекции. Вся молитвенная работа наполнена божественной благодатью, любовью и чистотой.

Текст молитвы «Владыко живота моего»

Знаменитая покаянная молитва монаха, названная в честь его первых слов «Владыка чрева Моего», читается с понедельника по пятницу в конце каждой службы во время Великого поста.

Есть некоторые правила чтения этой молитвы, которые необходимо соблюдать, а именно:

  • При первом чтении после каждого прошения делается земной поклон;
  • Затем мысленно читается молитва 12 раз: «Боже, очисти меня, грешник», при этом совершаются прижизненные поклоны;
  • Затем снова читается молитва, которая заканчивается поклоном до земли.

Текст постной молитвы гласит:

«Господь Вседержитель и Владыка всей моей жизни! Не позволяйте мне проявлять беспечность, и не позволяйте мне проявлять склонность к лени и пренебрежению, не позволяйте моей жажде власти и праздной болтовне. (Поклон до земли сделан). Подари мне чистоту души и полное сознательное смирение, пошли мне, Твой Слуга, великого терпения и искренней любви. (Поклон до земли сделан). Дай мне, мой Всемогущий Господь, возможность увидеть и осознать свои грехи, дай мне силы не осуждать своего ближнего. Блаженны вы во всех своих поступках во веки веков. Аминь. (Кланяется земле)».

Сила этой молитвы в том, что в ней перечислены все отрицательные и положительные факторы покаяния. Понимая их важность, каждый человек может исцелить свою душу, чтобы убрать преграды, мешающие общению с Богом.

Первая часть молитвы сосредоточена на следующем:

  • Главное беспокойство человеческой души — праздность, лень и пренебрежение. В этом случае человек его отвергает, чтобы изменить жизнь к лучшему. Пассивность тянет человека вниз и заставляет его падать.
  • Плод праздности — уныние, когда теряется смысл жизни, что само по себе является большим грехом. Тьма проникает в душу человека и забирает все его духовные силы.
  • Еще один грех — властолюбие, когда человек пытается жить за счет других, умело управляя ими. Это следствие праздного образа жизни и лени.
  • На фоне неправильного отношения к жизни может развиться светская беседа, когда слова не соответствуют своему назначению. Важно понимать, что слово может спасать и убивать, оно может вдохновлять и отравлять, оно может создавать как положительное, так и отрицательное. Когда слово меняет свое божественное предназначение, оно становится праздным.

Кроме того, призывается целомудрие, которое противоположно праздности. Самообладание и решительность помогают человеку жить праведной жизнью. Прекрасный плод целомудрия — смирение, которое можно считать победой над собой. Вы должны понимать, что все в этой жизни находится в руках Бога, поэтому ко всему, что происходит, нужно относиться со смирением. Священное Писание говорит, что Бог дает благодать смиренным. Конечно, такой подход к жизни требует терпения. И чем толерантнее человек, тем он ближе к Богу. Венцом благополучия и праведной жизни является любовь, и она нужна всем живущим на земле.

В конце молитвы есть мольба о помощи в осознании всех грехов. И только потом станет ясно, что грехи человека намного тяжелее грехов близких. Поэтому в молитве звучит молитва о наделении властью не осуждать других за их грехи.

Слушать молитву Ефрема Сирина «Владыко живота моего»

Источник материала и фото: psy-magic.org